На страницах Фейсбука (который стал почти уже официальным информационным органом, судя по тому, что там размещают информацию представители органов власти, руководители организаций и предприятий, организаторы мероприятий, учителя), так вот, на страницах Фейсбука в эти морозные дни преобладают фотографии 75-летней давности. Руины Ленинграда. Изможденные лица людей. Худые, закутанные в огромные платки дети с ввалившимися глазами. Это блокада. Слово, которое знает каждый, но не каждый понимает его значение. А рядом – фотографии других детей: в теплых, красивых классах, в нарядной современной одежде, с дорогими смартфонами в руках. Но их лица тревожны и напряжены. Они слушают о том, что происходило 75 лет назад.
Все без исключения школы города и района посчитали необходимым напомнить детям об исторической дате – снятии блокады Ленинграда. В библиотеках устроили выставки книг, провели лекции, в классах подготовили уроки мужества.
В Дмитриевщинской школе 25 января состоялось мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда, под названием «900 героических дней и ночей». Учитель истории Н. Я. Шалагина и учитель начальных классов И. А. Вострова рассказали ученикам о трудной жизни людей в годы блокады, как они выжили в столь тяжелые времена, об обороне и снятии блокады Ленинграда, о героизме жителей блокадного города, в том числе детей. Рассказ о дневнике одиннадцатилетней школьницы Тани Савичевой нельзя слушать без содрогания. Девять страниц записной книжки, написанные детской рукой, поведали миру о трагедии, которая произошла только в одной из многих ленинградских семей.
Рассказ Надежды Яковлевны сопровождался показом фрагментов военной документальной хроники «О блокаде» и обзором книг о Великой Отечественной войне.
Звучала знаменитая «Ленинградская симфония» Д.Д. Шостаковича. Ребята читали стихи О.Ф. Берггольц, А.Ахматовой о блокадном Ленинграде. Девочки из 4 класса Елизавета Шалагина и Софья Фатеева прочитали фрагменты рассказа Эллы Фоняковой «Хлеб этой зимы».
Учитель русского языка и литературы Е.В. Пойманова (Часовских) прочитала свое стихотворение о войне «Их судьба – умирать не на нашей земле…»
Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года). Мы даже не можем представить, как было тяжело ленинградцам в эти страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 872... Почти 2,5 года. Самыми трудными моментами была зима 1941-1942 года. Продовольствие не поступало в Ленинград. Жизнь становилась все труднее. Из-за сильных морозов не работал водопровод. За водой ходили на Неву, возили воду на саночках в вёдрах, бидонах. Из-за нехватки еды на улицах города лежали трупы. У Ленинграда не было связи с внешним миром, единственным путем оставался маршрут через Ладожское озеро. Особое место хотелось бы уделить ленинградскому хлебу. В городе было нечего есть, кроме хлеба и воды. Но хлеб был не такой, как сейчас. Он делался из маленького количества муки, жмыха, целлюлозы, отрубей. Когда ученики узнали, из чего был сделан хлеб, спросили: «А как они его ели?». На плакате был представлен 125-граммовый кусочек хлеба, ученики не могли понять, как им можно было наесться. Рабочим выдавалось по 800 граммов хлеба, но потом ежемесячные нормы понизили, и теперь им выдавалось не по 800 граммов хлеба, а по 200, всем остальным по 125.
По окончании мероприятия мы решили узнать мнение детей.
Корреспондент: «Как ты думаешь, для чего нужны такие мероприятия?»
Ученик: «Мне кажется, такие мероприятия устраивают для того, чтобы дети знали больше информации тех времён, потому что молодое поколение не очень следит за такими вещами».
Корреспондент: «Что вам запомнилось больше всего в сегодняшнем мероприятии?»
Ученик: «То, что люди, несмотря на голод, который был в городе, не теряли надежду на спасение, и только сплочённость помогла им не бросить Ленинград. Что даже при постоянных бомбёжках, всё равно развивалась поэзия, были поэты, которые находились в Ленинграде, и описали всё, что происходило, также в те времена был и композитор, который дал концерт в то время, когда на улице стреляли и бомбили».
Учитель истории Н.Я. Шалагина призвала ребят не слушать тех, кто сегодня говорит, что надо было сдать Ленинград фашистам. В таком случае исход войны был бы иным. Есть множество современных так называемых историков, которые рассуждают, что огромные человеческие потери были напрасными, и даже намекают, что поражение в войне было бы лучше победы. Эти спекуляции на теме войны не обоснованы ни научно, ни исторически. Надо серьезно относиться к истории и знать, как было на самом деле.
На фотографии: Монумент героическим защитникам Ленинграда
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.