Подведены итоги социологического опроса по выдвижению городов области к присвоению почетного звания «Город трудовой доблести». Лидерами стали: Мичуринск (112,4 %), Котовск (108,7 %) и Моршанск (83,4%). Как отметил глава города Алексей Банников, легендарная моршанская махорка, шинельное сукно, которое согревало тысячи солдат на фронтах и самоотверженный труд тысяч моршанцев в годы войны сделали наш город достойным носить звание «Город трудовой доблести». Очередной материал будет посвящен Моршанскому локомотивному депо, которое внесло свой вклад в общее дело Победы.
Утром, 23 июня 1941 года в механическом цехе состоялся митинг. Пламенные речи были похожи одна на другую. Люди полны решимости и заверяют, что не пожалеют ни сил, ни самих жизней для победы над врагом. В депо Моршанск объем перевозок с первых дней войны увеличился в два раза, для этого был введен в эксплуатацию весь паровозный парк, находившийся в запасе. Квалифицированные железнодорожники были сразу же командированы в спецформирования. Это обобщенное наименование строительно-восстановительных и эксплуатационных подразделений, которые были созданы в системе Народного комиссариата путей сообщения СССР. Главными задачами формирования стали восстановление, строительство и эксплуатация железных дорог на прифронтовых и фронтовых участках. В Моршанске недостающие кадры готовили кадры преимущественно за счет женщин и подростков. Летом 1941 года началось формирование отряда народного ополчения, которым командовал капитан запаса, старший бухгалтер депо И. И. Федоров. В депо были организованы две роты.
В январе 1942 года после введения «лунинского» движения (суть этого метода заключалась в выполнении текущего ремонта паровоза силами самой паровозной бригады, а не ремонтной бригады) в депо пришли новые и более мощные паровозы. В конце 1943 года локомотивы серии «Э» заменяют на паровозы серии «Е» и «Л». Однако отопление в годы войны перевели на местные виды топлива – дрова и торф. Ежесуточный расход дров на всех складах отделения составлял 1500-1700 кубометров. На складских работах было занято 800 человек.
Из депо ушли на фронт и приняли участие в боевых действиях 193 человека, погибли в боях 66 работников. Железнодорожники, работающие сегодня в депо бережно хранят память о тех, кто сменил реверс паровоза на автомат в жестокое время Великой Отечественной войны. На территории предприятия установлен памятная стела «Воинам-рабочим Локомотивного депо, погибшим в ВОВ». Впамять о железнодорожниках, рабочих 7 дистанции сигнализации и связи на территории железнодорожного вокзала также установлен памятный обелиск с фамилиями павших воинов.
Всего же магистралями Куйбышевской железной дороги, которая взяла свое начало именно в Моршанске (1867год), в годы Великой Отечественной войны было перевезено 19 млн. вагонов грузов, в том числе около одного млн. цистерн горючего и 1.5 млн. вагонов боеприпасов. С июня 1941 по февраль 1942 гг. через дорогу было перемещено на Урал, в Сибирь, Поволжье, Среднюю Азию около 1500 крупных промышленных предприятий. Куйбышевские железнодорожники мужественно сражались на фронтах, 28 из них стали Героями Советского союза.
По материалам книги «150 лет локомотивному депо Моршанск 1867-2017»
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.