Основным методом, который используют злоумышленники для кражи денег, остаётся психологическое воздействие. С его помощью мошенники заставляют людей добровольно переводить деньги или раскрывать банковские данные, что позволяет им совершить кражу.
Телефонный звонок — ключевой инструмент мошенников, которые занимаются хищением средств. Они постоянно разрабатывают всё более сложные схемы и сценарии для звонка, чтобы получить доступ к деньгам.
Схемы мошенников часто выглядят очень убедительно, поскольку они используют самые обсуждаемые новости и события. Чтобы вызвать доверие, они могут обращаться по имени и отчеству, использовать авторитет и должность. Например, представляться сотрудниками пенсионного фонда, социальной службы, поликлиники, аптеки, медицинского центра, банка, энергосбыта, другом или родственником, попавшим в беду.
Воздействуя на основные эмоции, киберпреступники преследуют главную цель — вывести человека из равновесия и отключить его критическое мышление.
Эмоции могут быть как положительными, например, радость или желание быстрее получить деньги или выгоду (как правило, такие эмоции возникают после фраз вроде «Вам положены социальные выплаты» или «Вы выиграли крупную сумму денег»). Также они могут быть отрицательными, например, страх, испуг или желание помочь и спасти близкого человека или свои сбережения (эти эмоции возникают после фраз вроде «Ваш сын попал в аварию»).
Мошенники часто представляются сотрудниками Центрального банка и сообщают, что по их карте зафиксирована подозрительная активность. Чтобы защитить свои деньги и подтвердить, что это не сам человек совершает операцию, ему необходимо выполнить ряд действий. Например, открыть безопасный счёт и перевести на него деньги, уточнить паспортные данные, подтвердить данные по счёту/карте, для открытия счёта подтвердить небольшой перевод на этот счёт, который якобы совершает Центробанк для своих клиентов.
Следует помнить, что все эти действия приведут к хищению денежных средств, находящихся на личных счетах, и оформлению кредитов.
При получении подобных звонков необходимо немедленно прервать разговор.
Иногда злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов. Такие мошенники долго и подробно рассказывают об обстоятельствах уголовного дела, участником которого, по их словам, является гражданин. Затем они просят предоставить личную и финансовую информацию для уточнения деталей.
Это признак того, что гражданин разговаривает с мошенником: настоящие сотрудники полиции никогда не запрашивают личные и финансовые данные по телефону.