Процесс производства пищевых изделий регулируется несколькими профильными техническими регламентами, действующими на территории Таможенного Союза. Они контролируют качество и безопасность для потребителя выпускаемых продовольственных товаров. Одним из них является ТР ЕАЭС № 022/2011. Он устанавливает ряд требований к маркировке продуктов питания, которая наносится на их этикетку, потребительскую и транспортную упаковку перед выпуском в обращение на рынки страны.
Законодательство защищает права потребителей, одним из которых является право ознакомления с информацией, касающейся приобретаемого продукта. К ней относятся сведения о предприятии-изготовителе, отсутствии в продукции генетически модифицированных организмов, сроках и условиях ее хранения, составе, наличии красителей, ароматизаторов, консервантов, усилителей вкуса и других пищевых добавок. Также маркировка включает в себя информацию об энергетической и пищевой ценности (содержании БЖУ).
Законодательные требования, предъявляемые к маркировке пищевой продукции
Все предприятия общественного питания и пищевой промышленности обязаны документально подтвердить качество выпускаемых пищевых продуктов и их безопасность для здоровья человека. Для этого продовольственные товары проходят лабораторные испытания согласно требованиям и нормативам, которые содержат действующие ТР ЕАЭС и государственные стандарты. Если испытания прошли с положительным результатом, производители (поставщики) получают разрешительную документацию. Она дает право производить и реализовывать продукцию в розницу.
Заведения общепита и предприятия пищевой промышленности оформляют сертификаты и декларации о соответствии, свидетельства о регистрации на детское и диетическое питание. Также они должны разработать технологические инструкции, технические условия (если технология производства не соответствует требованиям действующих стандартов), рецептуру, технико-технологические карты. Обязательной процедурой является внедрение на производстве системы ХАССП.
Маркировка продукции относится к одному из основных требований. Ей производитель должен уделить особое внимание, поскольку отсутствие маркировки или указание на этикетке, упаковке или в технической документации недостоверных сведений является нарушением законодательства. Правонарушитель несет административную ответственность, предусмотренную в КоАП РФ (крупные штрафы, конфискация товаров, приостановка деятельности).
Каждая организация, выпускающая пищевые продукты, а также собственники кафе, ресторанов, баров, столовых и пиццерий несут ответственность за осуществление правильных расчетов энергетической ценности (калорийности) и указание данной информации на этикетке, упаковочной таре и документации.
Как осуществляется расчет калорийности продуктов
Пищевая ценность товара или готового блюда говорит о его сбалансированности и соотношении белков, жиров и углеводов в 100 граммах или миллилитрах продукта. Под энергетической ценностью понимают выраженную в килокалориях или килоджоулях энергию, которая освобождается в процессе употребления блюда (продукта).
Чтобы вычислить данные значения, производитель должен предоставить экспертам перечень реализуемых продовольственных товаров или ассортимент приготавливаемых блюд, а также рецептуру, ингредиентный состав, массу готового блюда (изделия), особенности технологии их изготовления.
Чтобы определить калорийность, нужно начать с составления протокола БЖУ. В этом документе фиксируется процентное соотношение в продукции белков, жиров и углеводов. Рассчитать данное соотношение можно следующими способами:
1) Расчетный – данный метод предусматривает расчет на основании вида и массы сырья, из которого состоит продукция или готовое блюдо.
2) Лабораторный – предусматривает соблюдение норм и методов расчетов, содержащихся в профильных ГОСТах.
На основе полученных показателей, отраженных в протоколе БЖУ, расчетным путем вычисляется энергетическая ценность каждого компонента изготавливаемого блюда или выпускаемого продовольственного товара.
Что необходимо для прохождения процедуры
Чтобы пройти испытания, получить разрешительную документацию и рассчитать указанные показатели, необходимые для нанесения маркировки, изготовитель или владелец заведения общепита должен направить заявку установленного образца в центр сертификации и подготовить:
Этапы процедуры
Процедура проводится поэтапно:
1) Изготовитель подает заявку в сертификационный центр, подготавливает требуемую документацию и сведения.
2) Проводится консультация.
3) Выполняются расчеты, лабораторные исследования.
4) Составляется протокол БЖУ.
5) Заявитель получает готовую документацию.
Звоните! Готовы ответить на интересующие вопросы и помочь с оформлением документации на продукцию. Подробнее по ссылке.
На правах рекламы
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.