Пейзажи пишут многие художники. Для одних это, своего рода, тренировка глаза: возможность сохранять остроту восприятия цвета; для других пейзаж может быть поиском фона для задуманной композиции; третьи – пишут естественную среду, где природа – место действия героев картины, а пейзаж целиком «подчинен» ее замыслу. Но есть такие художники, для которых изображение природы – смысл творчества. Это особая категория художников, умеющих только в пейзаже наиболее полно и глубоко выразить свои чувства, свои мысли, свое мироощущение. Ограничив многообразие живописи рамками одного жанра, они целеустремленно осваивают его многообразную структуру, живописную специфику, пластические возможности. Пейзаж – один из наиболее эмоциональных жанров искусства. Им нельзя овладеть без искренней любви художника к природе, и только глубоко переживаемое впечатление рождает произведение, в котором зритель, вслед за художником, может увидеть в давно знакомом и будничном, нечто поразительное новое и волнующее. Одним из таких художников был наш земляк Николай Дмитриевич Чеклов.
Николай Дмитриевич Чеклов
Николай Дмитриевич родился в селе Рассказово в 1918 году. Любовь к рисованию ему привил его отец, самородок-умелец, работавший в технике фрески на строительстве дворца фабриканта Асеева. Еще в раннем детстве проникся Николай Дмитриевич любовью к родной природе, научился видеть в её многообразии то, что остается незамеченным неискушенным глазом. Тонко чувствовать природу Николаю Дмитриевичу помог старший брат Иван – сам большой знаток и любитель живописных уголков средней полосы России. Уже в начальных классах Николай Чеклов принимал участие в школьных выставках. Его способности к рисованию были замечены преподавателем – художником П.Н. Васильцовым.
После окончания школы Чеклов поступил в Пензенское художественное училище, но завершить учебу ему не удалось, так как в 1940 году он был призван в армию. Служба продолжалась до 1946 года. За участие в военных действиях Николай Дмитриевич награжден несколькими наградами, в том числе медалями «За оборону Кавказа» и «За Победу над Германией».
После окончания войны наш земляк вернулся в Рассказово. Вначале работал преподавателем рисования в педагогическом училище (бывшая школа №8), потом учителем изобразительного искусства и черчения в средней школе №5. Художник не имеет права быть обычным. И Николай Чеклов на каждом своем уроке творил чудо. Вихрастые мальчишки с восторгом видели, как за считанные минуты на школьной доске появляются их портреты. А летом они часто встречали своего учителя на пленэрных этюдах у родника, что тихо журчит под старыми ветлами на городской окраине. И это невиданное для послевоенного Рассказова зрелище формировало в их молодых сердцах уважение к красоте, искусству. Сегодня этим мальчишкам 60-70 лет, но они и сейчас, не скрывая восхищения, расскажут вам, как рисовал Чеклов.
В 1970 году Николай Дмитриевич закончил художественно-графический факультет Московского государственного заочного института.
За свою творческую жизнь художник написал много картин. У него есть прекрасные пейзажи Тамбовской области, бытовые пейзажи нашего города, портреты известных людей – наших земляков.
Впервые Николай Дмитриевич принял участие в областной художественной выставке в 1951 году, экспонируя «Портрет П.Н. Донского» - заслуженного врача РСФСР, известного в нашем городе. С тех пор художник постоянно участвовал в городских, областных и межобластных выставках. В 1960 и 1966 годах прошли его персональные выставки в городе Тамбове. Картины Чеклова отличаются разнообразием композиционных решений, колоритностью, тональной гаммой. Глядя на пейзажи, чувствуешь глубь леса, его красоту, свежесть, тепло солнечных лучей, что вызывает желание оказаться в этих местах.
Много сил и энергии Николай Дмитриевич отдал воспитанию подрастающего поколения. На протяжении многих лет он руководил кружком изобразительного искусства при Доме культуры имени Кирова. Юные художники не раз радовали Николая Дмитриевича участием в республиканских и всесоюзных художественных выставках детского творчества, некоторые из них стали профессиональными художниками. Любовь Н.Д. Чеклова к детям выражена в его работах: «Пионерка», «Девочка на солнце», «Девочка в платке» и др.
Красочным разноцветьем, свежим дыханием русская лесостепь вдохновляла Николая Дмитриевича, и для её воспевания он находил на палитре сочные краски. Всем строем живописных средств, игрой света и тени, гаммой красок выражал он свои думы о родине и свою любовь к ней.
Видел Чеклов и приметы жизни людей того времени – праздничное свечение обильных электронных огней сырым октябрьским вечером на Советской площади родного города, хлопотливый бег поезда с клубистой лентой дыма над ним, склады и камнедробилки строительно-монтажного управления…
Но сильнее всего его увлекала природа Тамбовской равнины. Зорким глазом схватывал он и переносил на холст веселый зимний денек в тот его час, когда солнышко пригреет, голубые тени на белой дороге, февраль с его рыхлым снегом и слабо улыбающимся снежным небом, оттепель, вешнюю воду, радостный май в лесу, соловьиную рощу на рассвете, цветение поздней осени, стынущую реку, схваченную первой пленкой льда…
Обычно Николай Дмитриевич регулярно бывал в лесу или в поле. Три – четыре часа безотрывно сидел он у мольберта, временами отрывался от работы и просто наблюдал природу, любуясь происходящими в ней изменениями. Иногда замысел художника менялся в процессе творчества, он находил лучший сюжет и тут же воспроизводил его на полотне. Но не только красота пейзажа привлекала внимание художника.
Чеклову было чуждо бесстрастное созерцание. Его произведения эмоциональны, в них большое человеческое чувство, жажда жизни, глубокий жизнеутверждающий оптимизм.
В каком бы живописном жанре ни работал художник, везде чувствуются профессионализм, любовь к окружающему миру.
Николай Дмитриевич прожил большую интересную жизнь и оставил о себе прекрасную память потомкам в своих картинах.
Художник ушел из жизни в 1982 году, похоронен на Арженском кладбище.
Светлана
Материал в рамках реализации социально значимого проекта «Дорога в будущее: перспективы развития социальной сферы на Тамбовщине в условиях формирования активной жизненной позиции каждого горожанина при помощи СМИ».