Искусство живописи развивалось в течение многих веков. В процессе этого развития появилось множество техник, которые делают картины настоящими произведениями искусства и оживляют изображение. Не случайно, современная живопись столь многогранна и непредсказуема.
Ближайшие десятилетия ознаменовались разнообразием новых течений и направлений в искусстве, каждое из которых отражало общественные, научные и философские изменения своего времени. Это и абстрактный экспрессионизм 1950-х, с его огромными полотнами, большими кистями и полнейшим выбросом эмоций благодаря свободным каплям краски, и сменивший его поп-арт 1960-х, ориентированный на новую образность, создаваемую средствами массовой информации, и фотореализм, собирающий свои художественные объекты с помощью камеры и фотографий. Следующие десятилетия подарили человечеству граффити, неогеометрический концептуализм, тоизм, веб-искусство, софт-арт, стрит-арт и многое другое. Но какое бы направление не выбрал человек для своего творчества, он и сегодня, и завтра будет брать в руки средство для рисования, чтобы запечатлеть мир именно таким, каким видит его только он, ведь взгляд каждого из нас на всё окружающее уникален, ценен и неповторим.
Павел Флоренский утверждал, что художник – тот, кто создаёт новую реальность, не всегда видимую сквозь материальную вещественность реальности явной. Ушаков Сергей Павлович один из тех художников, который видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним.
Ушаков Сергей Павлович
Сергей Павлович Ушаков родился в деревне Прямки Углинического района Ярославской области в 1925 г. Сын крестьянина, он с малых лет пристрастился к рисованию. Учась в общеобразовательной школе в селе Поповка Ленинградской области, он одновременно занимался в студии изоискусства Дворца пионеров г. Ленинграда, где под руководством опытных педагогов овладевал рисунком, живописью и лепкой. Одна из его работ была принята на Всероссийскую выставку детского творчества. Это была необычная выставка. Рисунки выставляли в витринах магазинов на Невском проспекте, и мальчик с гордостью водил отца и мать к «своей витрине». Изостудию Сергей Ушаков закончил с отличием в 1940 году.
Поддержка педагогов окончательно укрепила юношу в выборе своего пути, но Великая Отечественная война помешала Сергею Ушакову заняться искусством. Призванный в армию, он уходит на фронт, где рисовать приходилось редко, хотя альбом всегда был с ним в вещевом мешке.
Более 200 рисунков, набросков того времени хранится в архиве художника. В них донесена до нас достоверность события, увиденная и запечатленная художником – участником войны.
Обыденные факты военного быта в маленьких рисунках приобретают особый смысл. В портретах отличившихся в боях воинов, в сценах из фронтовых будней тружеников войны – сокровенный рассказ о том, чего забыть нельзя. В них нет ничего лишнего, придуманного, все предельно просто и искренне. В них сыновняя любовь к родной земле и непреклонная вера в победу. За участие в боях в период Великой Отечественной войны Сергей Ушаков награжден орденом Красной Звезды и медалями.
После войны он заканчивает десятилетку, одновременно работая художником на одном из заводов в городе Колпине.
В 1953 году Сергей Павлович поступает в Ленинградское Высшее художественное училище имени В.И. Мухиной (отделение художественной обработки тканей и изделий из них при факультете монументально-декоративной живописи).
После окончания училища в 1959 году его направляют работать на Арженский суконный комбинат имени Красной Армии старшим художником. С приездом Ушакова на фабрику значительно улучшилось художественно-эстетическое качество продукции. Ткани и жаккардовые одеяла, оформленные по рисункам художника, экспонировались на областных, республиканских, всесоюзных промышленных выставках и ярмарках, а также за рубежом – в Лондоне, Париже, Лейпциге, отмечались премиями, дипломами.
В 1962 г. С.П. Ушаков был принят в члены Союза художников СССР. С 1964 г. работал в Тамбовском отделении Художественного фонда РСФСР как художник-монументалист. При его участии выполнено монументально-декоративное и художественное оформление многих общественных зданий, клубов, Домов культуры в Тамбове и районах области.
Оформляя интерьеры общественных зданий, он искал органическую связь между архитектурой и монументально-декоративной живописью, стремясь к глубокому раскрытию темы труда и отдыха. Эти стремления художника не ограничивались чисто внешними приемами, они преисполнены образного содержания.
Из всех видов монументально-декоративных работ С.П. Ушакову была наиболее близка своим внутренним строем настенная живопись. Сюда относится выполненная с группой тамбовских художников роспись концертного зала областной филармонии.
Сергей Павлович работал в разных техниках декоративно-монументального искусства. Им создан ряд мозаик, витражей, сграффито.
Работая как художник-монументалист, С.П.Ушаков занимался станковой живописью и графикой. В технике акварели и гуаши им исполнены листы «Переправа», «Песня», «Солдатская баня», «Армейский лыжный кросс». В основу этих работ легли воспоминания о тяжелых буднях Великой Отечественной войны.
Большое место в творчестве художника занимал пейзаж. Виды природы Ушакова просты и скромны по мотивам, но в этой простоте раскрываются богатство и многообразие настроений и состояний природы, которые художник умел тонко почувствовать и передать. Все пейзажи проникнуты неуловимым трепетом природы.
В последние годы Сергеем Павловичем был создан ряд интересных декоративных натюрмортов – «Дачный», «Овощи» и другие.
Ушаков являлся участником многих зональных и республиканских выставок. На VI зональной художественной выставке в Воронеже «Край Черноземный» успешно экспонировалась одна из его последних работ – натюрморт «Цветы».
Сергей Павлович ушел из жизни в 1984 году, немного не дожив до своего 60-летия. Остались незавершенными этюды, портреты, не воплощенными в жизнь многие монументальные произведения.
Светлана
Материал в рамках реализации социально значимого проекта «Дорога в будущее: перспективы развития социальной сферы на Тамбовщине в условиях формирования активной жизненной позиции каждого горожанина при помощи СМИ».