Рассказовцы и фотография: часть 2
29.08.2016 13:02
Рассказово
5
2778 0
Рассказовцы и фотография: часть 2
  • Рассказовцы и фотография: часть 2
  • Рассказовцы и фотография: часть 2
  • Рассказовцы и фотография: часть 2
  • Рассказовцы и фотография: часть 2
  • Рассказовцы и фотография: часть 2
  • Рассказовцы и фотография: часть 2
  • Рассказовцы и фотография: часть 2
  • Рассказовцы и фотография: часть 2
  • Рассказовцы и фотография: часть 2
  • Рассказовцы и фотография: часть 2
  • Рассказовцы и фотография: часть 2
  • Рассказовцы и фотография: часть 2
  • Рассказовцы и фотография: часть 2
От оформления старинных фотографий перейдем к их содержанию…
На рубеже 19 – 20-х веков традиция фотографироваться на память стала данью моде. Сделать портрет, групповую или индивидуальную фотографию у рассказовцев считалось серьезным и торжественным событием для всех без исключения – и для зажиточных людей, и для бедноты. Поход в фотомастерскую или приглашение мастера домой считалось большим событием в любой семье и требовало особой подготовки – специальной одежды, прически, настроения… Простолюдины вставляли снимки целыми партиями в рамки, их развешивали по стенам. А у состоятельных людей фото хранились в альбомах. Давайте заглянем в них. Что расскажет нам старинная фотография?
Семейная фотография, бесспорно, является важным историческим источником и открывает огромный мир. Зафиксировав отдельные моменты семьи, эти снимки – фрагменты мозаики, которые вместе создают цельный образ Рассказова того времени. И по прошествии ста лет они словно «живые» и выразительные, их можно «читать», образно осмысливая происходящее, восстановить историю повседневности и представить ее в мелочах.
Первые фотографии наших земляков отличает особенное отношение к герою снимка. При ограниченных технических возможностях того времени все внимание мастера было обращено на человека и композицию. На фото № 1 – купеческая династия Желтовых, которым принадлежала большая часть мелких промышленных предприятий в Рассказове. Снимок ярко иллюстрирует многочисленность этого рода, его демографический состав. Мы видим несколько поколений вместе, что свидетельствует о сплоченности семьи. В пространстве кадра они размещены в соответствии с иерархией: в центре самый значимый человек семейства, наиболее близкие – рядом, за спиной – те, кто придет на смену старшему поколению, продолжит общее дело. Мужья и жены стоят друг с другом.
Еще одна семейная фотография № 2 из альбома владельцев мельниц и хлебных лавок купцов Казаковых. На ней – Яков Иванович и Екатерина Осиповна Казаковы, их дети – Вера, Даниил, Сергей и Борис. Очевидно, младший сын был любимцем главы семейства – он ближе всех к отцу, который положил руку на плечо мальчика. Любимец Екатерины Осиповны – рядом с матерью, прислонил голову. Еще несколько фото Казаковых появились в нашем архиве благодаря поэту Елене Часовских, которая является потомком этого рода. На снимке № 3 – Михаил Николаевич и его вторая супруга Анна Семеновна, дети от первого брака Людмила и Евгений, младшие – Дина и Леонид. Глядя на нее тоже можно определить, кто из детей был ближе к отцу, а кто к матери. И снова в центре снимка «главные люди» – родители. Дети, в свою очередь, окружают взрослых. Эмоциональный фон отношений, царивший в семье, способно прояснить расстояние между ее членами, моменты искреннего чувства проступают даже сквозь пелену серьезности и регламентированности снимков того времени – склонившийся к сыну отец, прильнувший к матери ребенок...
Есть одна общая деталь в фотографиях… При первоначальном рассмотрении складывается впечатление, что старинные портреты будто одинаковы: однообразны, эмоционально ненасыщенны, выражение лиц отличается скованностью, серьезностью и напряженностью, улыбка отсутствует. Почему? Ответ нашелся у историка Веры Чистяковой: «Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, ситуация фотографирования поначалу была неудобна и занимала много времени. Во-вторых, фотографии в основном создавались в духе аристократического живописного портрета, что само по себе при фотографировании, например, семьи рабочего создавало комический эффект несоответствия. Более естественны на фотографиях позы и мимика людей состоятельных и знатных, что неудивительно, так как обстановка в студии была им близка. Люди боялись объективности фотоаппарата…».
Чтобы как-то разнообразить фотографию мастер использовал разные композиции, декорации, фоны… Применялись различные вариации – семейный портрет, отдельно супруги, отдельно дети, тети с племянницами, внуки с бабушкой или дедушкой, сестры и братья и т.д. Две сестры Казаковы на снимке № 4 – Вера (старшая дочь и первый ребенок в семье) и Надежда (младшая дочь и последний десятый ребенок). На фото № 5 – Николай Иванович Казаков с женой. Трогательный и очень личный снимок, демонстрирует чувства супругов. Кстати, портрет был самым популярным жанром в начале существования фотоискусства. Об отношениях членов семьи друг к другу – о психологической близости или отстраненности – расскажет и другая фотография № 6, на которой семейство фабриканта Михаила Васильевича Асеева.
Со снимков можно «считать» не только сведения о том, как выглядел человек или кем он был, то есть его внешний облик, национальность, социальный статус, семейное положение, но и узнать о некоторых сторонах его жизни – традициях, вкусах, увлечениях. Сохранившаяся фотография Надежды Фриш (фото 7), имение которой было в Пичере, говорит о том, что она явно была увлечена конными прогулками и охотой. Действительно, в исторических документах нашлись упоминания, что слабостью помещицы были породистые собаки (причем она владела приличной по численности сворой) и лошади (в усадьбе была большая конюшня).
О том, как одевались рассказовцы более ста лет назад, тоже поведают старые фотографии. На снимке № 8 – работницы фабрики Асеева. На рубеже 19 – 20 веков обычным «туалетом» деловой и работающей женщины стали простые в крое и практичные костюмы с юбками, мягко облегающими фигуру и расклешенными внизу. Они дополнялись жакетами, блузками и стали буквально «униформой» российских работниц. Наиболее распространенными аксессуарами были длинные бусы и цепочки, броши, кулоны, воротнички. Большое внимание уделялось разнообразным кружевам и гипюру. Эти аксессуары можно увидеть и на работницах фабрики Асеева (фото 8), и на Марии Вуколовне (о ней мы рассказывали в 1 части материала) – на снимке № 9, и на Екатерине Осиповне Казаковой – на фото № 10. Безусловно, модный по тем временам костюм на А. И. Петэне (фото 11) – первом враче фабричной медицины на Тамбовщине, который работал у Асеевых.
Однако не стоит забывать, что первая фотография была постановочной, ее композиция тщательно продумывалась и режиссировалась фотомастером, учитывая пожелания заказчиков. Получалась некая сконструированная реальность, в которой люди представали перед объективом подготовленными, нарядно одетыми, стараясь показаться как можно лучше. И здесь возникает тема расхождения образа идеального и реального. Яркой иллюстрацией тому может служить и фотография № 12, на которой запечатлены рабочие суконной фабрики Асеевых.
Большая часть семейных фотографий рассказовцев того времени – это снимки, сделанные в фотоателье. И здесь большое значение придавалось декорациям и фонам... В каждой фотомастерской было несколько фонов или «задников», как их назвали мастера. Самыми популярными считались рулоны с изображениями природных пейзажей (лес, озеро, поляна, сад), гостиной комнаты, лестницы, библиотеки. Чем больше была мастерская, тем больше было в ней фонов и, тем больше аксессуаров предлагались клиентам. Рабочие фабрики Асеевых (фото № 12)  фотографируются на фоне одного из таких природных фонов, и даже бутафорский пень тут неслучайно – дополняет композицию. А Екатерина Казакова (фото № 11) выбрала в качестве фона гостиную – сбоку виден камин и на нем фотография в рамке. Посмотрите на атрибутику, она тоже была крайне важна. Вещи-символы, появлявшиеся в кадре, призваны воплотить и проявить вкусы, привычки, пристрастия человека. Как и позы героя снимка. Екатерина Осиповна сидит перед книгой, задумавшись над прочитанным. В задумчивости и бухгалтер Асеева (фото № 13). В качестве снимка здесь выбрано изображение лесного озера. Выразительная поза добавляет эмоциональности снимку. Не менее эмоциональна и другая фотография № 14: Мария Вуколовна сделала ее в день, когда узнала о начале революции 1917 г.
Ученые находят в фотографии конца 19 - начала 20 века сходства с традиционным живописным портретом. И там, и там человек стремился подчеркнуть свой социальный статус, достоинство, серьезность, респектабельность, или наоборот романтизм, артистичность… Существовали некие правила, по которым строилась фотография. Например,  портрет в профиль говорил о созерцательном, спокойном характере, фронтальное изображение – о достоинстве и твердости, поворот в три четверти подразумевал изящество, грациозность, подвижность. Продолжение следует… Марина Елютина
Похожие новости
6 Октября 2022, 06:08 День учителя в Центре «Гармония» прошел по-семейному тепло и душевно
5 Октября 2022, 19:10 Мой номер был забит как «вторая мама»
5 Октября 2022, 19:07 20 человек эвакуировали из-за пожара в Мичуринске
5 Октября 2022, 18:52 Драмтеатр Мичуринска получил гран-при VIII Международного фестиваля «Смоленский ковчег»
Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Добавить комментарий Для добавления комментария на сайт Вам необходимо авторизироваться.
Опрос

В каком доме вы живете?

Архив