Традиционное декоративно-прикладное искусство – это цельный, стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду, быту. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались мастерами-исполнителями и передавались из поколения в поколение. У резчиков по дереву наиболее распространены были сосна и ель. Сосну предпочитали для столярных изделий, домашней утвари и т. д., а ель, в свою очередь, наиболее широко применялась в строительстве. Древесину лиственных пород в основном применяли для изготовления бытовых вещей, в строительстве ее использовали редко. Дуб, береза, осина практически не использовались в строительстве жилых и хозяйственных построек. Древесина дуба была дефицитной, поэтому ее старались использовать при изготовлении изделий повышенной прочности, как, например, санные полозья, бочки, лопаты и т. д. Довольно широко использовались клен и ясень. Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шел на производство точеной посуды, которую изготовляли на токарных станках.
Обработка дерева, один из самых древних и традиционных видов прикладного искусства, по сей день остается самым популярным видом народного творчества. Мастера нашего края владеют разными видами техники обработки дерева. Один из них Кутляев Виктор Николаевич.
Виктор Николаевич Кутляев
(годы жизни: 1935-1999)
Виктор Николаевич родился в 1935 году в Рассказово. Его родители всю жизнь проработали в школе для слабослышащих детей. Поэтому у него не было проблем с выбором профессии – только учительство, другого пути для себя он не видел.
В школе прошла вся жизнь Виктора Николаевича, он даже жил там некоторое время с родителями. Мать, Мария Петровна, была замечательным педагогом. И он продолжил ее дело после блестящего окончания педучилища, затем педагогического института.
С 1959 года в его трудовой книжке первая и единственная на всю жизнь запись: «Школа для глухих детей». Здесь Виктор Николаевич работал воспитателем, техником по слуховой аппаратуре, учителем биологии, окончив заочно еще и биофак пединститута, учителем по трудовому обучению. Его безмерно любили дети, глубоко и заслуженно уважали коллеги, а люди со стороны просто восхищались талантом мастера. Свое умение мастер щедро передавал ученикам, часть которых пошла по стопам учителя, выбрав делом жизни резьбу по дереву. Они искренне любили его и
часто говорили, что хотят быть похожими на него. Мебель, изготовленная и украшенная резьбой и росписью, всевозможные поделки из дерева, выточенные золотыми руками Виктора Николаевича и его учеников, неоднократно побывали на многочисленных выставках в Ярославле, Астрахани, Пензе, Тамбове и не раз были отмечены дипломами и грамотами как настоящие творения искусства.
А его умению шить и вышивать могла бы позавидовать любая женщина. И еще он был душой школьной художественной самодеятельности. Виктор Николаевич прекрасно пел и декламировал. Неоднократно школа занимала первые места на смотрах и в этом большая доля его заслуги. При всем этом он был скромным человеком, не любил говорить о своих успехах.
Но самый главный талант умельца – его доброе, отзывчивое сердце. К нему шли люди с любой бедой и получали не просто сочувствие, но и помощь, бескорыстную и щедрую.
Виктор Николаевич рано ушел из жизни, прожив всего 64 года. Он был человеком удивительной судьбы, полной любви к людям, к своему делу, к своей малой родине.
Светлана
Материал в рамках реализации социально значимого проекта «Дорога в будущее: перспективы развития социальной сферы на Тамбовщине в условиях формирования активной жизненной позиции каждого горожанина при помощи СМИ».