20 ноября – Всемирный день ребенка. Генеральная Ассамблея ООН в 1954 году предложила отмечать этот праздник всем странам мира. В самом деле, идея отличная, почему не подумать о благополучии самых маленьких и уязвимых членов общества? Но история знала и другие времена…
В древнем Риме дети считались собственностью родителей. Отец мог сделать со своим чадом все, что угодно, например, в наказание продать в рабство. Он также распоряжался жизнью ребенка. Мог оставить ребенка безнадзорным. Отказаться от него. И все это соответствовало римскому праву и поддерживалось общественным мнением. Никто не протестовал, не искал омбудсмена, не звонил по «горячей линии» И вовсе не потому, что «горячих линий» не было, да и телефонов еще не изобрели. Просто такое положение дел считалось естественным. И дети вследствие этого очень сильно уважали родителей. Еще бы! А то ляпнешь что-нибудь не подумавши – и в рабство загремишь!
Христианские источники достаточно высоко ставили проблему отцов и детей. В Библии много мест, где об этом говорится. Например: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:1-4). Воспитание детей – это святая обязанность родителей. Отношения в семье отражают отношения Бога и людей. Не зря одна из ипостасей Троицы – это Бог-Отец. Поэтому сыновья и дочки должны относиться к своему папе как к непререкаемому авторитету. А если не относятся так, то есть еще одна цитата, которую приписывают самому мудрому человеку на земле – Соломону: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Вот так-то. Есть о чем задуматься юным любителям похулиганить.
Телесные наказания (не только детей, кстати, но и взрослых) долгое время считались нормой. Но цивилизация развивалась. Общество становилось все более гуманным. И вот уже права человека вышли на первый план. Сознательность, понимание и желание служить обществу – вот главные черты каждого из его членов. Неплохо. Да и права детей узаконили. Например, в «Конвенции о правах ребенка». Совсем недавно, в 1990 году она вступила в силу. Дети отныне имеют право на различные блага, которые способно дать общество. К примеру, «каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития». А также «ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». И вроде бы все правильно, логично, но… Присмотримся к роли ребенка в современной семье.
Несмотря на многочисленные разговоры о повышении рождаемости, в большинстве семей ребенок все-таки один. У него есть папа, мама, два дедушки, две бабушки и, возможно, дяди и тети. Прабабушки и прадедушки могут также фигурировать. И все эти люди – слуги одного господина. Комнаты завалены игрушками, кухня – сладостями. День и ночь талантливого деспота водят по кружкам и заваливают подарками. Возят в увеселительные поездки, купают в море, одевают, как игрушку, и защищают от учителей, которым выпала доля его учить и воспитывать.
Да современный ребенок – просто счастливчик по сравнению со своими древними или средневековыми ровесниками! Он не нянчится с младшими братишками и сестренками, не собирает колоски в поле от зари до зари, не пасет гусей. Не возит вагонетки в шахтах, не стоит за станком, не роет окопы. Его главная задача – учиться (хоть как-нибудь). Его желания – закон для всех. И заметьте – его не продадут в рабство и даже не накажут. А то придет добрый омбудсмен и поставит наглых родителей на место!
Но почему же тогда учителя бьют тревогу? Почему старушки у подъездов сокрушенно качают головами и вспоминают старые добрые времена? Почему сами родители никак не могут убедить дитятю помыть за собой тарелки, подмести пол или сесть за уроки?
Может, потому что права-то у детей есть, а вот обязанностей – нет?
Спросите ребенка о его обязанностях. В лучшем случае вы услышите про уроки. Обязанность – это слово уходит из нашего словаря, так же, как и долг, совесть, честь. Устаревают эти понятия. Не могут школьники на ОГЭ без шпаргалок объяснить, что это такое. Для них главное – чтобы права их соблюдались.
Волчка, который придет и укусит за бочок, современные дети не боятся. Вообще ничего не боятся. Хорошо знают: учитель не имеет права повысить голос, слазить в портфель за дневником, выгнать из класса. Родитель не имеет права поставить в угол и дать по попе, не пустить на прогулку, лишить сладостей. Бабушка и дедушка по закону – вообще никто. И никаких прав не имеют. Возникает вопрос: не пора ли вернуться к римскому праву? А то ведь эти маленькие тираны жертвы себе заставят приносить. Человеческие…
С праздником, ребятки! Растите, развивайтесь, радуйте родителей. Требуйте выполнения своих прав. Только не забывайте: у вас тоже будут детки. Как вы планируете их воспитывать?
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Елена, спасибо Вам! Все познается в сравнении. Поучительный материал.