15 декабря в ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» города Рассказово состоялся практический семинар «Современные подходы профилактической работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации». На нем обсуждались наиболее эффективные модели взаимодействия педагогов центра с такими семьями. Так же структурные подразделения центра представили участникам семинара презентации своего опыта работы.
В стенах центра собрались специалисты органов опеки и попечительства города Рассказово, Рассказовского, Бондарского, Знаменского районов, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, педагоги – психологи, социальные педагоги, специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, кураторы случая.
Перед слушателями выступила первый заместитель директора центра «Гармония», Светлана Альбертовна Габриелян. Она рассказала об организации работы ресурсного центра по обмену знаниями трансляции опыта оказания профилактических услуг.
Светлана Альбертовна: «Наш ресурсный центр непосредственно занимается вопросами неблагополучных семей, а так же объединяет в себе специалистов, которые работают со случаем, и социальных педагогов, сопровождающих семьи, которые воспитываются в нашем социальном центре. Мы решили провести семинар именно с таким названием, потому что сейчас школы непосредственно задействованы в работе с неблагополучными семьями. В рамках взаимодействия нашего ресурсного центра со школами каждый может поделиться и перенять друг у друга опыт. Ведь плох тот человек, который не умеет учиться у других».
Затем со своим докладом выступила Анастасия Александровна Иванова, которая поделилась опытом работы ресурсного центра «Шаг на встречу» по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, направленному на их оптимальное развитие и адаптацию в обществе. Она рассказала о современных методиках, специальных компьютерных программах, которые позволяют в игровой и творческой форме развивать способности и умения детей с ОВЗ. Занятия в центре проводятся индивидуальные и групповые, с участием родителей или без них.
Руководитель мини-школы «Ступени», учитель начальных классов Ольга Николаевна Чудина в своей видео – презентации рассказала об особенностях и эффективных методах подготовки к школе детей с ОВЗ в условиях реабилитационной группы.
Ольга Николаевна: «Дети с ОВЗ должны быть подготовлены к обучению в школе. Социальное образование человека с ОВЗ – глубоко индивидуальный и специфический процесс. Объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения в развитии, функций систем организма, времени возникновения и тяжести нарушения, социокультурных условий жизнедеятельности ребенка и его семьи. Поэтому подготовка детей к школе производится с учетом характера отклонения и тяжести нарушений. Таким образом, педагог добивается обеспечения определенной степени развития и готовности ребенка к школе».
Подготовка детей с ОВЗ к школе осуществляется педагогами по трем основным направлениям: развитие мелкой моторики, формирование элементарных графических навыков и подготовка к технике письма. Занятия в мини-школе проходят в форме игры.
Так же перед аудиторией слушателей семинара выступили директор Автономной некоммерческой организации «Центр развития и коррекции «Дом надежды» Наталья Викторовна Балыбина с презентацией о преодолении неблагополучия в общении матери и ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, начальник отдела по опеке и попечительству Администрации города Рассказово Наталья Петровна Ульева с рассказом о том, как центр профилактики взаимодействует с органами опеки и попечительства. Так же педагог – психолог центра «Гармония» Алла Петровна Лошманова объясниласлушателям, как важна профилактика синдрома эмоционального возгорания у человека. В конце своего выступления она устроила для присутствующих несколько минут «перезагрузки»: в зале погас свет, а на экране под расслабляющую музыку появился видео – ряд с плавающими в море дельфинами.
Семинар состоял из двух частей. После его теоретической составляющей участникам предложили поучаствовать в практическом занятии «Семейные ценности». Светлана Альбертовна Габриелян рассказала о том, как важны семейные традиции в каждой семье. Затем участники семинара, поделив лист бумаги на три части, записывали в колонки те традиции, которые были в их семье, затем традиции, которые они перенесли в свою созданную семью и, наконец, те традиции, которые они придумали сами. Желающие зачитывали то, что у них получилось.
После этого всем было предложено с помощью заготовок, лежащих у каждого на столах, сделать семейные календари. Участникам раздали цветную и обычную бумагу, ножницы, разноцветную пряжу и фломастеры. Нужно было придумать и вырезать из бумаги подвески, символизирующие различные праздники и события каждого из 12 месяцев в году. Задание восприняли с энтузиазмом. Работа кипела несколько минут, после чего самые смелые продемонстрировали свои работы всем присутствующим.
В заключение семинара Светлана Альбертовна сказала несколько слов: «Вы, наверное, заметили, что у нас во всем учреждении присутствуют бабочки: на шторах, в коридорах. Все у нас направлено на то, чтобы позволить людям, которые хотят помочь семьям в трудной жизненной ситуации, обрести себя с той легкостью, с какой «порхают» наши бабочки по всему учреждению. Наш центр создан для того, чтобы помочь всем Вам в работе с такими семьями, с семьями, в которых есть дети с ОВЗ. Так пусть Вы, как бабочки, всегда будете в полете, пусть дети Вас радуют, а работа никогда не будет в тягость».