Сотрудники Моршанского историко-художественного музея свято чтят все знаменательные даты, связанные с историей музея. 29 мая 1886 года родился Пётр Петрович Иванов - художник, археолог, краевед, основатель и первый директор данного учреждения.
По сложившейся традиции коллектив музея в этот день посещает место захоронения Петра Петровича, возлагает цветы к его памятнику, произносит слова благодарности от имени последователей, поколения музейщиков-потомков. На этом же кладбище похоронена и Любовь Михайловна Морозова, третий директор музея, и она была удостоена слов признания.
Директор музея Татьяна Гуркова подчеркнула:
«У нашего музея за девяносто четыре года было всего три директора, потом, последующие семь лет - лишь заведующие. Каждый из директоров для нас - авторитет, легенда, высота, к которой нужно стремиться. Пётр Петрович Иванов ещё и эталон, образец энтузиаста музейного дела высшей пробы».
Петр Иванов родился в Моршанске 29 мая 1886 года в семье рабочего. Как все дети своего сословия он с девяти лет стал работать, помогая отцу лудить и паять, поступил учиться в начальную трехклассную школу и, окончив ее, устроился моляром в земскую больницу. Но было одно свойство характера, которое выделяло его из круга сверстников – прирожденная любознательность, стремление познать окружающий мир через красоту. Если у Петра появлялось свободное время, то он полностью предавался двум любимым увлечениям: писал масляными красками пейзажи и натюрморты, читал книги по истории, археологии и искусству.
С 18 лет Иванов серьезно занялся коллекционированием. Впоследствии он любил вспоминать о первом экспонате своего собрания – кремневом наконечнике стрелы, подаренном ему ближайшим родственником. Этот подарок побудил юношу перейти от теории к практической археологии, и он начал совершать походы вокруг города, внимательно осматривая берега Цны. Позднее он стал предпринимать и более дальние экспедиции, которые пополняли его коллекцию древними вещами.
1906 год был решающим в судьбе Иванова – он впервые показал свои живописные работы на художественной выставке в Нижнем Новгороде, а через год принял участие в выставке Московского общества любителей художеств. Успех московской экспозиционной деятельности и сам город произвели на молодого художника такое огромное впечатление, что он решил переехать в Москву.
Москва щедро делилась своими духовными сокровищами с пытливым и энергичным провинциалом. Особо притягательными для Иванова были музеи, в которых он проводил все свободное время. При этом большую часть своих сил ему приходилось отдавать работе в магазинах в качестве художника-оформителя, поскольку требовались средства не только для жизни в большом городе, но и для приобретения материалов, книг и новых экспонатов для своей коллекции. Каждое лето Иванов приезжал в Моршанск, где писал этюды с натуры и предпринимал археологические экспедиции, а на зиму снова возвращался в Москву. Сохранилось более 300 картин, написанных Ивановым и многие из них хранятся в Моршанском историко-художественном музее.
С 1912 года Иванов стал ходатайствовать об открытии музея в Моршанске, но осуществить мечту ему удалось лишь через 6 лет спустя. И вот, наконец, в апреле 1918 года начал действовать Моршанский народный музей – первый уездный провинциальный музей, открытый в первый год советской власти. Его фонды поначалу насчитывали более 2000 предметов из личного собрания Петра Петровича и лишь 144, переданных различными лицами и организациями.