• Архив

    «   Май 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

Подготовлен законопроект об увеличении периода трудоспособности граждан

14 июня Правительство Российской Федерации одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ.

Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно. Сейчас пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Изменение пенсионного возраста предполагается постепенно начать с 1 января 2019 года.

Изменения не затрагивают нынешних пенсионеров – получателей пенсий по линии Пенсионного фонда России. Они, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными пенсионными правами и льготами. Более того, повышение пенсионного возраста позволит обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров – индексацию пенсий выше инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1000 рублей в год. В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400–500 рублей. Так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году – 524 рубля, в 2018 году – 481 рубль.

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Повышение возраста трудоспособности на первом этапе затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане, указанных годов рождений, с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.

Предлагаемые этапы:

Мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2020 году в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.

Мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2022 году в возрасте 62 и 57 лет соответственно.

Мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2024 году в возрасте 63 и 58 лет соответственно.

Мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2026 году в возрасте 64 и 59 лет соответственно.

Мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2028 году в возрасте 65 и 60 лет соответственно.

Женщины 1969 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2030 году в возрасте 61 года.

Женщины 1970 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2032 году в возрасте 62 лет.

Женщины 1971 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2034 году в возрасте 63 лет.

Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно:

– Работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно. Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-е годы XX века чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст. Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007–2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.

– Педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

Законопроектом также предлагается с 1 января 2020 года увеличение темпа роста шага повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.

Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

О категориях граждан, для которых не предусматривается повышение пенсионного возраста

В соответствии с разработанным проектом федерального закона повышение пенсионного возраста не предусматривается для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт угольной отрасли, добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием.

Повышение пенсионного возраста не предусматривается:

1. Для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемым в результате специальной оценки условий труда:

2. на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);

* в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);

* в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);

* в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);

* в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);

* на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);

* в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);

* на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);

А также:

* трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);

* рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);

* водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);

* спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины).


2. Для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:
* женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет,
* одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
* опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
* женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;
* инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);
* инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);
* гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);
* постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины).
3. Для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
4. Для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины).

Справочно

Рост продолжительности жизни в России

Предложение об изменении возраста трудоспособности обусловлено формированием иной демографической ситуации в стране с учетом мировой тенденции старения населения. Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 до 67,5 лет), а у женщин – на 5,4 года (с 72,26 до 77,64 года). Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 года), у женщин – 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года). К моменту завершения переходного периода, то есть когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года, для женщин – к 2034 году на 7,64 года и составит 85,28 года.

Международные тенденции

На сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Начало повышения пенсионного возраста в странах мира – 80-е годы ХХ столетия.

Среди близких России по условиям жизни стран евразийского пространства и Восточной Европы все государства, за исключением Узбекистана (Узбекистан заявил о цели по доведению своего пенсионного возраста до общемирового), повысили пенсионный возраст. Для мужчин пенсионный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане. В странах Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) к 2025–2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в странах Старого Света (Германия, Испания, Италия) в 2020-е годы – до 67 лет как для мужчин, так и для женщин.

Задумайся о пенсии смолоду

Все экзамены сданы, и молодые дипломированные специалисты начнут, а быть может уже начали, искать место работы.

В связи с этим УПФР в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) напоминает молодым людям о ключевых факторах, влияющих на размер будущей пенсии: продолжительность страхового стажа, размер официальной заработной платы, возраст выхода на пенсию.

Во-первых, гражданин, получая «белую» зарплату, на своем лицевом счете формирует будущие пенсионные права. Соглашаясь на заработную плату в «конвертах» и не оформляя официально трудовые отношения, в будущем гражданин рискует получать минимальную пенсию. При «серых» схемах оплаты труда страховые взносы на будущую пенсию от работодателя уплачиваются в минимальном размере или вовсе не уплачиваются.

Во-вторых, работая официально, граждане пользуются другими социальными гарантиями (оплачиваемый отпуск, листки нетрудоспособности и др.).

В-третьих, электронные сервисы ПФР позволяют всегда быть в курсе своих сформированных пенсионных прав.

Начав трудовую деятельность, ребята смогут получить информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета в ПФР, проверить перечисленные работодателем страховые взносы и многое другое через электронные сервисы ПФР:
· мобильное приложение ПФР.
· Личный кабинет гражданина.

Получение «серой» зарплаты негативно влияет на пенсионные права граждан

С 2015 года действует иной порядок начисления и расчета пенсии, введено понятие «пенсионные баллы», а также возросла роль стажа и официальной («белой») заработной платы.

Чем больше пенсионных баллов наберет гражданин за свою трудовую деятельность, тем больший размер пенсии он получит. При этом на количество пенсионных баллов напрямую влияют два фактора - стаж работы и размер официальной заработной платы.

Для того, чтобы получить право на страховую пенсию, необходимо соблюсти два условия: 15 лет стажа и 30 пенсионных коэффициентов. Это возможно только в том случае, если человек получает официальную заработную плату, размер которой составляет 2 минимальных размера оплаты труда (МРОТ).

Если гражданин получает официальную заработную плату в размере 1 МРОТ, а остальную ему платят «в конверте», то необходимые 30 пенсионных коэффициентов он сможет набрать только за 30 лет непрерывной работы. Поэтому очень важно, чтобы весь размер заработной платы был «белым».

Если же гражданин всю жизнь получал не просто «серую», а «черную» зарплату, то есть недобросовестный работодатель всю зарплату платил ему только «в конверте», то он лишается права на получение трудовой пенсии. В таком случае он сможет рассчитывать только на получение социальной пенсии, которая назначается на 5 лет позже достижения общеустановленного пенсионного возраста. Если женщины в России имеют право выйти на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60, то при отсутствии необходимого стажа и пенсионных коэффициентов, они смогут получать социальную пенсию только в 60 и 65 лет, соответственно.

Важно помнить, что сегодня у каждого гражданина имеется СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде. И сколько бы работодателей ни было у человека, все взносы будут поступать на этот лицевой счет. А значит, все взносы будут суммироваться, и пенсионные коэффициенты будут начисляться по сумме всех официальных заработных плат.

Отделение ПФР по Тамбовской области напоминает, что каждый работающий гражданин имеет право контролировать полноту и своевременность уплаты страховых взносов работодателем. Все сведения об уплаченных страховых взносах отражаются на индивидуальном лицевом счете гражданина. Отслеживать их поступление можно с помощью электронного сервиса «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР (www.pfrf.ru).

Также Отделение ПФР по Тамбовской области напоминает о том, что граждане могут сообщать о фактах выплаты «серой» заработной платы непосредственно в Отделение ПФР по «телефону доверия» (4752) 47-15-14 для организации проверок работодателей.

Компенсационная и ежемесячная выплаты по уходу будут включаться в стаж на основании данных персучета

В соответствии с изменениями в законодательстве*, упрощается порядок подтверждения и включения в страховой стаж периодов ухода за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет. Изменения позволят обеспечить наиболее полный учёт и последующую реализацию пенсионных прав граждан.

Напомним, компенсационная и ежемесячная выплаты по уходу – шире, чем просто денежные выплаты. Если гражданин осуществляет уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, лицом, достигшим возраста 80 лет, эти периоды ухода засчитываются ему в страховой стаж. В размере его пенсии за эти периоды учитываются пенсионные баллы – 1,8 балла за каждый полный год такого ухода. Эти меры введены для тех, кто занят уходом за больным человеком и по этой причине не может работать и, следовательно, формировать страховую пенсию.

Раньше для включения этих периодов в стаж гражданину при назначении пенсии необходимо было представить в ПФР дополнительные подтверждающие документы. Теперь, после принятия постановления Правительства, эти периоды будут включаться в стаж (по итогам отчётного года и за все предыдущие периоды) и за них будут начисляться пенсионные баллы на основании сведений персонифицированного учёта, которые есть в распоряжении Пенсионного фонда России. Эти данные (стаж и баллы) будут отражаться на индивидуальных лицевых счетах граждан в ПФР и учитываться при назначении пенсии без дополнительного подтверждения. Таким образом, граждане будут избавлены от сбора и представления дополнительных документов.

Справочно
Выплата по уходу за нетрудоспособными гражданами выплачивается в качестве компенсации утраченного заработка неработающим трудоспособным гражданам, которые ухаживают за нетрудоспособными: инвалидами I группы, лицами, нуждающимися в постороннем уходе, лицами старше 80 лет.

Получатели – 1,8 млн. чел.
Размер – 1 200 руб.
Выплаты за год – 36,9 млрд. руб.
Выплата по уходу за детьми-инвалидами назначается в качестве компенсации утраченного заработка неработающим трудоспособным гражданам, которые ухаживают за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы.
Получатели – 514 тыс. чел.
Размер – 1 200 руб. (для лиц, не являющихся родителями или усыновителями)  или 5 500 руб. (для родителей и усыновителей).
Выплаты за год – 30,3 млрд. руб.