• Архив

    «   Май 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

Надзор за соблюдением федерального законодательства при рассмотрении обращений граждан в уполномоченных органах

Межрайонной прокуратурой на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением федерального законодательства при рассмотрении обращений граждан в уполномоченных органах.
При не предоставлении ответа заявителю, предоставления ответа не по всем поставленным в обращении вопросам, установлена мера административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан по ст.5.59 КоАП РФ.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Указанные отношения урегулированы Федеральным Законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).

Объективную сторону правонарушения составляет нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (п.1 ст.4 Закона N 59-ФЗ).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (п.1 ст.9 Закона N 59-ФЗ).

Статья 10 Закона N 59-ФЗ устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан. Так, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 Закона N 59-ФЗ;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Субъектами правонарушения являются должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется умышленной либо неосторожной формой вины.
Межрайонной прокуратурой постоянно осуществляется надзор по данному направлению.

За период 2020 года нарушения по данному направлению были выявлены в МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» при рассмотрении обращения жительницы города Рассказово ул. Тимирязева. Спустя более двух месяцев с момента обращения не был дан ответ заявителю.

По результатам проверки в отношении должностного лица, которому было поручено рассмотрения обращения, вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое было направлено в Мировой суд для рассмотрения. Одновременно внесено представление в адрес администрации учреждения с требованием предоставления ответа заявителю и привлечении лица к дисциплинарной ответственности.

1 июля вступает в законную силу Федеральный закон от 25 мая 2020 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс

1 июля вступает в законную силу Федеральный закон от 25 мая 2020 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций, и руководителей их филиалов».

Согласно изменениям, которые внесены в Трудового кодекс РФ, с руководителями государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования заключаются трудовые договоры на срок до пяти лет.

Должности руководителей и их заместителей образовательных организаций высшего образования и их филиалов могут замещать лица в возрасте до 70 лет, с которыми заключается срочный трудовой договор не более чем на 5 лет. Лица, которые замещают вышеуказанные должности, по достижению ими предельного возраста переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие квалификации.

Руководители одной и той же образовательной организаций могут находиться в должности не более 3 сроков подряд.

С заместителями руководителей государственных и муниципальных научных организаций, руководителями их филиалов заключаются срочные трудовые договоры, сроки действия которых не могут превышать сроки полномочий руководителей указанных организаций.

Внесены изменения в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

Внесены изменения в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которым в 2020 году годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание членов товарищества собственников жилья, предусмотренные в части 1 ст.45 и части 1.1 ст.146 Жилищного кодекса Российской Федерации, проводятся в срок до 1 января 2021 года.

В случае, если в уставе жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива предусмотрено проведение годового общего собрания членов данных кооперативов в срок не позднее второго квартала года, следующего за отчетным годом, в 2020 году такое собрание также проводится в срок до 1 января 2021 года."


Правило, установленное Жилищным кодексом Российской Федерации о проведении собрания в течение второго квартала года, следующего за отчётным, до вышеуказанной даты не применяется.

Федеральный закон от 25.05.2020 №186-ФЗ, которым внесены изменения, вступил в силу 25.05.2020 года.

Требования общества о возможности заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов после его истечения

Определением Верховного суда РФ от 20.05.2020 №310-ЭС19-25907 удовлетворены требования общества о возможности заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов после его истечения.

Общество обратилось к комитету по управлению имуществом для заключения договоров аренды земельных участков сельхозназначения на новый срок без проведения торгов. Комитет отказал обществу в связи с поступлением заявления после прекращения действия договора.

По результатам рассмотрения дела суд разъяснил следующее:
Пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ, предусмотрено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно п.1 ст.10 Закона N 101-ФЗ, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Земельным кодексом Российской Федерации и Законом N 101-ФЗ в редакции до 01.03.2015 не был установлен запрет на возможность возобновления на неопределенный срок по правилам п.2 ст.621 ГК РФ договоров аренды публичных земельных участков, при заключении которых не требовалось проведения торгов.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункт 1 постановления Пленума N 73, договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном п.2 ст.621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (ст.422 ГК РФ).

Положениями Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, прямо не исключено применение положений п.2 ст.621 ГК РФ к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, правомерно заключенному без проведения торгов, в случае, когда арендатор имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов.

Следовательно, если договор аренды был заключен до 01.03.2015 и после 01.03.2015 арендатор продолжил пользование таким земельным участком, предоставленным в аренду до указанной даты, по истечении срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. К продлению таких договоров не применяется общее правило, предусмотренное в пункте 1 ст.39.6 ЗК РФ.

Статья 8.2 КоАП РФ была дополнена новыми составами административных правонарушений

В целях исполнения законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами Федеральным законом от 17.06.2019 №141-ФЗ были внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые упорядочили ответственность за нарушение законодательства в данной сфере.

Статья 8.2 КоАП РФ была дополнена новыми составами административных правонарушений, предусматривающих ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

Так, ответственность кроме вышеуказанного наступает также за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, неисполнение обязаннности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности , неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления.

Нарушение вышеуказанных требований в области охраны окружающей среды в отношении отходов животноводства предусмотрены ст.8.2.3 КоАП РФ.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления выделили в отдельный состав, предусмотренный ст.6.35 КоАП РФ.

Ответственность по данной статье предусмотрена не только в отношении нарушений санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, но и к несоблюдению данных требований в отношении также отходов животноводства.

Дополнения внесенные в статью «Об оперативно-розыскной деятельности»

С 13.08.2019 вступили в силу дополнения, внесенные Федеральным законом от 02.08.2019 № 311 в статью 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно внесенным изменениям,, в случае поступления сообщения о пропаже несовершеннолетнего ребенка, при наличии письменного согласия одного из его родителей или лиц, их заменяющих, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, уполномочен в течение 24 часов с момента поступления такого сообщения получать информацию о местоположении абонентского устройства (телефона и др.), находящегося у несовершеннолетнего, и данные о его соединениях с иными абонентами и их номерами путем снятия информации с технических каналов связи.

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав граждан на медицинскую помощь

Федеральным законом от 26.07.2019 № 229-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав граждан на медицинскую помощь» установлена  административная ответственность к лицам, чьи действия препятствуют исполнению обязанностей медицинскими работниками. В Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации введена статья 6.36, согласно которой воспрепятствование в какой либо форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния наказывается административным штрафом в размере от 4000 до 5000 рублей. Этим же законом усилена ответственность за непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Размер штрафа увеличен с 500 рублей до 5000 рублей, кроме того, срок лишения права управления транспортным средством увеличен до 1 года.  

Окружающая среда

Основополагающие принципы охраны окружающей среды закреплены в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды».
С учётом федерального закона была установлена повышенная ответственность хозяйствующих субъектов за нарушение природоохранного законодательства. Тем самым укрепляется тенденция провозглашения принципов как руководящих, общих начал, которые в дальнейшем находят свою конкретизацию и соответствующие меры обеспечения в последующих нормативных правовых актах в области охраны окружающей среды и природопользования. За несоблюдение норм природоохранного законодательства законодателем предусмотрены различные виды ответственности, от административной до уголовной. Межрайонной прокуратурой в целях соблюдения норм экологического законодательства постоянно проводятся проверки по данному направлению. За период 2019 года были выявлены нарушения, касающиеся размещения несанкционированных свалок на землях населённых пунктов, отсутствия контейнерных площадок, в организациях, отсутствие производственного контроля в области охраны окружающей среды. По выявленным нарушениям законодательства в адрес органов местного самоуправления внесены представления, направлены заявления в суд с требованиями ликвидировать образованные свалки, виновные лица были привлечены к различным вида административной ответственности. Работа по данному направлению продолжается.

Регламентировано право отступления от общих положений при усыновлении ребёнка

Опубликован Федеральный закон от 29 мая 2019 года № 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации». Федеральным законом устанавливается, что с учетом интересов усыновляемого ребёнка и заслуживающих внимания обстоятельств при вынесении решения об усыновлении ребёнка суд вправе отступить от положений, установленных подпунктами 7 и 12 пункта 1 настоящей статьи, регламентирующих по общим правилам невозможность усыновления в определённых случаях.
Подпункты 7 и 12 пункта 1 ст.127 Семейного кодекса РФ регламентируют следующее: - лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают такие лица; - лица, не прошедшие подготовку в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Федеральный закон вступил в силу 09.06.2019

Ответственность за грубое нарушение лицензионных требований при управлении многоквартирными домами

Федеральным законом от 18.03.2019 года №26-ФЗ  ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях дополнена частью 3, согласно которой введена ответственность за управление многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.  

Ответственность в отношении юридических лиц установлена размере от 300 тыс. до 350 тыс. рублей., в отношении должностных лиц от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трёх лет.      
   
Административную ответственность предприниматели будут нести как юридические лица
 
Согласно примечания к статье, перечень грубых нарушений будет установлен Правительством Российской Федерации.  

Изменения вступят в силу с 29.03.2019 года.

11 декабря 2018 года Президентом РФ подписан принятый Государственной Думой РФ 22.11.2018 Федеральный закон, касающийся ротации руководителей территориальных органов контрольно-надзорных ведомств.

Законом внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Новым законом предусмотрено право руководителя федерального органа исполнительной власти с учетом анализа коррупционных рисков определять перечень иных руководящих должностей, подлежащих ротации.
Закреплено право установления гражданским служащим и членам их семей дополнительных гарантий в связи с переездом в другую местность в порядке ротации, помимо установленных законом на настоящий момент гарантий возмещения расходов на проезд, предоставления жилья или компенсации расходов на его наем. Дополнительные гарантии сверх названных могут быть установлены нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ или субъекта РФ.
Отменено ранее действовавшее положение о возможности ротации в пределах только одной группы должностей гражданской службы. Теперь ротация будет возможна и в порядке должностного роста.  
Предусмотрено дополнительное основание для возможности отказа от предложенной в порядке ротации должности - необходимость ухода за проживающими отдельно и нуждающимися в постоянном уходе близкими родственниками, при этом такая нуждаемость должна быть подтверждена заключением медико-социальной экспертизы.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения в порядке ротации должности по основаниям, не предусмотренным законом, контракт с ним расторгается. При этом работодателю уже не вменяется в обязанность предлагать иную вакантную должность.
Одновременно внесены изменений в Закон о занятости населения в РФ, в соответствии с которыми супруге, супругу, ставшими безработными в результате переезда служащего, предоставлено право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное образование с целью последующего трудоустройства.
Закон опубликован на официальном Интернет-портале 11.12.2018 и вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

После отзыва исполнительного листа взыскатель не сможет продлить срок предъявления его к исполнению

Статья 22 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» была дополнена частью 3.1, согласно которой в случае, если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного федеральным законом.

Исходя из норм закона, из срока предъявления документа для исполнения нужно вычитать периоды, в течение которых производство велось по нему ранее. До внесённых изменений после перерыва срок исчислялся заново. Тем самым взыскатель мог продлевать срок на неопределенное время, возвращая исполнительным документ на основании своего заявления, а после предъявлять его снова. Постановлением Конституционного суда РФ от 10.03.2016 года №7-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева») признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, статьям 35 ( часть 2) , 46 ( часть1) и 55 ( часть3), положения части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в той мере, в какой эти положения в их взаимосвязи позволяют - при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления - всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время.

Внесёнными поправками это запрещено на уровне закона.

При разрешении вопросов о возможности уменьшения неустойки за несвоевременную уплату алиментов суд обязан оценить обоснованность ее размера с учетом всех имеющихся обстоятельств

Конституционный Суд РФ ( постановление Конституционного Суда РФ от 06.10.2017 года №23-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 115 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.К. Костяшкина») разъяснил следующее.

Положение пункта 2 статьи 115 Семейного кодекса РФ, предусматривающее ответственность за несвоевременную уплату алиментов в форме законной неустойки, равно как и положение пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса РФ, позволяющее суду при разрешении судебного спора уменьшить неустойку, явно несоразмерную последствиям нарушения обязательства, - исходя из цели обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных правоотношений, лежащего в основе правового регулирования принудительного исполнения родителями обязанности содержать своих несовершеннолетних детей, - не исключают обязанности суда оценить обоснованность размера заявленной к взысканию неустойки, т.е. фактически ее соразмерность задолженности алиментообязанного лица, в том числе с учетом исключительных обстоятельств, затрагивающих права и законные интересы других членов семьи (включая оценку реальных доходов алиментообязанного лица в период образования задолженности, поскольку именно реальными доходами определяются материальные возможности такого лица по осуществлению принадлежащих ему прав и исполнению возложенных на него обязанностей, среди которых содержание самого себя и других членов своей семьи, находящихся на его иждивении).

Между тем сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что суды общей юрисдикции при разрешении вопросов о возможности уменьшения судом неустойки за несвоевременную уплату алиментов в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения алиментных обязательств на основании положений пункта 2 статьи 115 Семейного кодекса РФ и пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса РФ исходят из того, что указанные законоположения не предполагают право суда уменьшить неустойку, подлежащую уплате при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, что не в полной мере отвечает конституционным требованиям обеспечения поддержания баланса интересов не только тех сторон алиментных правоотношений, обязательство по содержанию которых установлено по решению суда, но и других участников семейных правоотношений (несовершеннолетних, нуждающихся, нетрудоспособных), которые также имеют право на получение содержания от должника, и,
следовательно, ослабляет гарантии защиты их конституционных прав и свобод, а потому может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона.

В этой связи Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положения пункта 2 статьи 115 Семейного кодекса РФ и пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса РФ, поскольку эти положения не препятствуют суду при наличии заслуживающих внимания обстоятельств уменьшить неустойку при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства по уплате алиментов.

Призыв граждан на военную службу в случае введения военного положения

Федеральным законом от 22.02.2017 №19-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Федеральный закон вступил в силу 05.03.2017 года.

Согласно принятых изменений, в случае введения военного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте РФ, муниципальном районе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ по представлению военного комиссара.

Председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в субъекте Российской Федерации, является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, а председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в муниципальном образовании, - глава соответствующего муниципального образования.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций несут персональную ответственность за осуществление своих полномочий и исполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации.