• Архив

    «   Май 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

Банк России напоминает о недопустимости задержки выдачи полиса ОСАГО при предоставлении владельцем транспортного средства необходимых документов и оплаты страховой премии

В связи с поступлением в Банк России обращений граждан по вопросам отказа страховыми организациями в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) Банк России в информационном письме Банка России от 20.01.2020 N ИН-06-59/1 "Об отдельных вопросах, связанных с заключением договора обязательного страхования" сообщает следующее.


В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом N 40-ФЗ, Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Положение N 431-П), и является публичным.
Для заключения договора ОСАГО владелец транспортного средства представляет страховщику документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 15 Закона N 40-ФЗ.


В соответствии с пунктом 7.2 статьи 15 Закона N 240-ФЗ договор ОСАГО может быть составлен в виде электронного документа. В этом случае заявление о заключении договора ОСАГО подписывается электронной подписью владельца транспортного средства - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью владельца транспортного средства - юридического лица, а представление документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 15 Закона N 40-ФЗ, согласно абзацу девятому пункта 1.6 Положения N 431-П осуществляется посредством самостоятельного получения страховщиком доступа к сведениям, содержащимся в данных документах, с помощью автоматизированной информационной системы обязательного страхования и (или) путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.


В случае личного представления владельцем транспортного средства заявления о заключении договора ОСАГО и всех необходимых документов либо при заполнении владельцем транспортного средства электронной формы с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и после исполнения владельцем транспортного средства обязанности по оплате страховой премии, страховщик должен заключить договор ОСАГО в день осуществления владельцем транспортного средства указанных выше действий при отсутствии законных оснований для отказа в заключении договора ОСАГО.


Необоснованный отказ страховой организации в заключении договора ОСАГО является основанием для применения административных мер, предусмотренныхстатьей 15.34.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Подтверждение правомерности и соответствие антимонопольному законодательству взимания комиссий банками и иными организациями при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Федеральная антимонопольная служба письмом от 27.09.2019 года №АК/84598/19 подтвердила правомерность и соответствие антимонопольному законодательству взимания комиссий банками и иными организациями при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Согласно разъяснениям, при обращении физического лица в кредитную организацию в целях перевода денежных средств в счет оплаты каких-либо услуг данная кредитная организация оказывает такому гражданину одну из банковских операций, предусмотренных ст.5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
При этом согласно ст.29 указанного закона комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.
Как следует из ч.17 ст.14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.
Согласно ст.16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи, под которыми понимаются, в том числе, действия или деятельность по осуществлению почтовых переводов денежных средств, оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие в законодательстве Российской Федерации запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства, а также отсутствие положения об обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечивать безвозмездное оказание услуг в отношении данных организаций, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.
Также антимонопольным органом разъяснены нормы законодательства при включении данной платы в состав расходов организаций, при заключении ими договоров с вышеуказанными организациями, указав, что 5 сентября 2019 года принято постановление Правительства Российской Федерации N 1164 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которое устанавливает прямой запрет на включение
в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.
Указанное постановление вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования - в сентябре 2020 года. С этого момента платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении платы за коммунальные услуги, будут оплачиваться потребителями коммунальных услуг непосредственно в этих банках и организациях.